ЖУРНАЛ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новости Текущий выпуск Избранное Архив Français Deutsch English עברית Español


Оглавление Интервью Осень 2006 - Тишрей 5767

Сентябрь - 2006 года
    • Колонка главного редактора

Политика
    • Лес рубят - щепки летят

Интервью
    • Надежда
    •  Жестокое пробуждение
    • Выжить под солнцем

Стратегия
    •  Вторая ливанская война

Репортаж
    • Усилить слабое звено
    • Шаг в сторону света
    • Пожертвование, или страдание?

Аналитика
    •  Враг среди своих
    •  Антисемитизм
    • Как спекулируют правами человека

Наука и безопасн
    • Иерусалимское око


    • 

Израиль-Япония
    • Иерусалим и Токио

Польша
    • Иерусалим-Варшава – города побратимы
    • Польская реальность еврейской общины
    • Ассоциация еврейских общин Польши
    • Борьба с польским антисемитизмом
    • Евреи и поляки
    • Кузница идишской культуры
    • Польский ХАБАД
    • Институт истории польского еврейства
    • Последняя возможность Варшавы
    • Восстание варшавского гетто
    • Последнее пристанище польских евреев

Этика иудаизма
    • Условия фундаментального брака

Хроники истории
    • Октябрьские события

E-mail this article...
Жестокое пробуждение

Биньямин Натаниагу

Рональд Ш.Зусман
Во время последней Ливанской войны политическая оппозиция в кнессете, возглавляемая бывшим премьер-министром Биньямином Нетаниягу, выразила свою лояльность правящему правительству. Мы встретились с бывшим главой министерства финансов Биньямином Нетаниягу, чтобы узнать его точку зрения относительно политических последствий так называемого "изменения курса".

- Вопрос, который сегодня задают себе все: можно ли назвать результаты Второй ливанской войны стратегической победой Израиля?

- Я бы сформулировал этот вопрос иначе: как нам обеспечить будущее Израиля в свете ядерной опасности Ирана?
Я был не единственным, кто предупреждал, что одностороннее отступление Израиля из Южного Ливана и сектора Газа приведет к укреплению Ирана и созданию мощных форпостов угроз на наших границах. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: «Хезболлах» - это военно-политический сателлит Ирана на Ближнем Востоке. Президент Ирана Ахмадиниджад будет использовать эту шиитскую террористическую структуру в качестве рычага давления на Конгресс США и Европейского сообщество, которые пытаются заблокировать ядерную программу Ирана.
Мы также знали, что одна из основных целей Ирана в его намерении создать ядерное оружие – это уничтожение Израиля. В контексте сказанного Еврейскому государству необходимо срочно принять программу по укреплению национальной безопасности, состоящую из пяти пунктов.

- О каких пяти пунктах идет речь?

- Во-первых, необходима выработка международной позиции, опираясь на которую мы смогли бы предотвратить разработку Ираном ядерного оружия.
Во-вторых, Израилю необходимо создание доктрины национальной безопасности, которая защитила бы нас в случае еще одной войны, если таковая произойдет, вне зависимости от того, кто именно и с помощью какого оружия нападет на Израиль.
В-третьих, требуется оперативное восстановление городов севера, понесших серьезный урон от ракетных атак «Хезболлах».
В-четвертых, требуется реструктурирование израильской экономики, без которой невозможна реализация предыдущих трех пунктов.
И, в-пятых, мы должны быть уверены в непорочности и некоррумпированности нынешнего правительства, в его способности разрушить все бюрократические препоны, тормозящие эффективную работу кабинета министров.
Это и есть программа, которую я и мои соратники по партии Ликуд намерены претворить в жизнь. Важно подчеркнуть, что в Израиле правительства сменяются столь часто вовсе не из-за внутренних парламентских или политических противоречий, а по воле народа.

- В случае Вашего переизбрания на пост премьер-министра, сможете ли Вы возобновить арабо-израильские переговоры? Если да, то на каком основании Вы сможете это сделать, учитывая, что политика односторонних уступок оказалась для Израиля провальной?

- Думаю, еще до того, как говорить о возобновлении диалога с нашими арабскими соседями, мы должны решить актуальную проблему нашего оборонного комплекса, получившего тяжелый удар в ходе Второй ливанской войны. Давайте не будем забывать, что Государство Израиль зиждется на концепции активного военного сдерживания. Благодаря этому подходу мы еще в 1948 году сумели убедить арабские страны в том, что мы здесь навсегда. Во время Войны за независимость Израиль сражался сразу с пятью арабскими армиями, в 1967-м - с тремя, в 1973-м – с двумя армиями и только в минувшей Ливанской войне Израиль – уже в качестве региональной сверхдержавы - воевал один на один против «Хезболлах». И вот тут-то наш сдерживающий потенциал – важно понимать, что никакого отношения к реальной силе Армии обороны Израиля это не имеет - не сработал. Мало того, тактическая активность подразделений «Хезболлах» настолько вдохновила президента Сирии Асада, что последний чуть ли не в ультимативной форме потребовал от Израиля немедленного возвращения Голанских высот. Очевидно, по итогам Ливанской войны «Хезболлах» и ХАМАС решили, что, объединив силы всех милитаризованных мусульманских режимов в регионе, Израиль можно стереть с лица земли. В этом же контексте следует рассматривать Иран и его президента Ахмадиниджада, отрицающего Катастрофу европейского еврейства, но мечтающего о катастрофе Государства Израиль. Вопрос, который мы должны себе задать, заключается в следующем: согласны ли мы предпочесть замораживание переговоров о мире укреплению нашего сдерживающего военного потенциала? Полагаю, да, поскольку в случае войны нам сегодня, увы, никакие мирные переговоры не помогут. А преуспеть в решении проблем мира на Ближнем Востоке мы сможем только в том случае, если укрепим нашу армию, политику и духовную сплоченность граждан, основанную на вере в Израиль. Мы должны постоянно напоминать миру о нашем присутствии именно в этом регионе, именно здесь, в Государстве Израиль. Мы должны напомнить миру о многовековых корнях, связывающих еврейский народ с Израилем. Мировая общественность должна понять, что за право существовать в Государстве Израиль наш народ будет сражаться до конца.
К моему большому сожалению, после окончания Второй ливанской войны и тех ощутимых ударов, которым подвергся север Израиля, единственно принципиальным фактором остаются исключительно критерии того, как воспринимают существование Государства Израиль наши потенциальные враги.

- Вы полагаете, что израильское общество готово поддержать Ваши радикальные политические реформы?


- Вопреки тому, что думают об оборонном комплексе Израиля враги Еврейского государства, хочу заметить, что мы – даже несмотря на малоутешительные итоги последней Ливанской войны - бесконечно далеки от полного уничтожения. Этот вывод я делаю на основании вполне конкретных фактов. Встречаясь в ходе войны с жителями севера, которые почти месяц просидели в бомбоубежищах, я слышал буквально от сотен людей одну и ту же фразу: «Мы готовы выдержать любые испытания, лишь бы ЦАХАЛ закончил свою работу!.."
Эта война сплотила народ Израиля во имя настоящего и будущего Еврейского государства. Доказательство тому – распахнутые настежь перед беженцами с севера дома и карманы тысяч израильтян, частные клиники психологической помощи, которые в дни войны – в ущерб доходам частных психологов – работали только для жителей израильского севера, миллионные пожертвования для жителей прифронтовых городов, сделанные израильскими предпринимателями...
Сто десять лет тому назад, во время знаменитого «дела Дрейфуса», евреи, по большому счету, даже не поняли, какой непоправимый ущерб нанесен не только им, но и всем последующим поколениям евреев. Единственным человеком, оценившим тогда всю пагубность последствий для еврейской нации этого позорного судилища, был Теодор Герцль. И не просто оценил, но и нашел в себе мужество заявить во всеуслышание, что еврейский народ обладает высокой внутренней стойкостью и если все евреи соберутся в одном месте, то они могут стать непобедимыми. Предсказание Герцля сбылось. И кто сегодня может обвинить нас, израильтян, за то, что мы, как и любое другое государство, ставим во главу угла концепции военного сдерживания и определение реальной степени опасности для наших граждан?

- Верите ли Вы в вероятность войны с Сирией?

- Я не думаю, что на данном этапе Сирия представляет для нас опасность. То же самое можно сказать и о «Хезболлах». Единственным серьезным поводом для беспокойства является Иран, стратегическим приоритетом которого является тотальное уничтожение Израиля. Не думаю также, что в нынешней ситуации возможен эффективный союз Запада против ядерных амбиций Ирана. Скажу больше: даже США, со всей их военной мощью, нуждаются сегодня в союзниках. То же самое можно сказать о государствах Евросоюза. Вот почему я не перестаю повторять: Израилю важно не только демонстрировать мощь своего военного потенциала, но и всемерно улучшать на международной арене имидж Еврейского государства.

- Тридцать тому назад Израиль поразил весь мир, освободив заложников в ходе дерзкой операции «Энтеббе». Что Вы сегодня можете сказать о боеготовности ЦАХАЛа? Соответствует ли она прежним высоким стандартам?

- Нет никаких сомнений: боеготовность ЦАХАла по-прежнему остается высокой. Добавим к этому и такой существенный фактор, как израильские резервисты, блестяще проявившие себя в ходе последней Ливанской войны. Другое дело, что высокий боевой дух и героизм, проявленные как регулярными, так и резервистскими войсками, были далеко не самым лучшим образом использованы высшим командованием ЦАХАЛа.


- Как, по-вашему, последняя война в Ливане повлияла на сознание людей?

- Мы испытали на себе эффект жестокого возвращения к реальности. К той самой реальности, от которой долгие годы стремились отключиться... Но, как известно, у каждой медали есть две стороны. Последняя Ливанская война, как я уже говорил, явилась для всех нас мощным стимулом возвращения к национальным, религиозным и духовным истокам еврейского народа, сплотила нас, как никогда раньше, пробудила в народе ответственность перед будущими поколениями Израиля...
Эта война также по-новому высветила всю ошибочность и стратегическую близорукость вывода ЦАХАЛа из Южного Ливана в 2000-м году. Спустя шесть лет – и это наглядно доказало недавнее противостояние с «Хезболлах» - незащищенность нашего севера и практически линия фронта, которую мы имеем сегодня на всем протяжении ливано-израильской границы остаются одной из сложнейших проблем обеспечения нашей национальной безопасности. Ведь и сегодня, даже несмотря на решение Совета безопасности ООН и размещение на границе с Ливаном миротворческих сил, «Хезболлах» вновь создает разветвленную инфраструктуру подземных тоннелей, вновь накапливает оружие и боеприпасы, вновь готовится к войне. Вот почему я убежден: политика одностороннего размежевания полностью себя исчерпала. Что получил Израиль, уйдя из Южного Ливана? Террористическую структуру «Хезболлах», постоянную напряженность на северной границе и в конечном счете - войну. Что получил Израиль, выведя в 2005-м году свои войска из сектора Газы? Приход к власти террористов ХАМАСа и ракетные атаки наших южных городов. В свете сказанного мне даже думать страшно, что произойдет после того как мы уйдем из Иудеи и Самарии!
Глава израильской военной разведки заявил недавно: если мы не вернемся в течение ближайших года-двух на свои прежние позиции в Газе, ХАМАС при активной поддержке Сирии и Ирана создаст на южной границе Израиля военную инфраструктуру, подобною той, что создала «Хезболлах». Полагаю, мы не можем более не можем себе позволить тактику бесконечных уступок перед угрозами и шантажом террористов. Продолжение политики односторонних уступок может привести в обозримом будущем к совершенно недопустимой ситуации, когда нас заставят уйти из Тель-Авива и Иерусалима.
Самый главный и, увы, самый суровый урок, извлеченный нами из последней Ливанской войны, сводится к следующему: сегодня на карту поставлена вовсе не территориальная проблема, а нечто неизмеримо большее: существование Государства Израиль!
- Если я правильно Вас понял, идея создания Палестинского государства умерла?

- Всем понятно, что в условиях эскалации напряжения на наших южных и северных границах Израиль весьма далек от мысли о создании независимого Палестинского государства. До того момента, пока в Палестинской автономии не возникнет реальная почва для появления прогрессивного и авторитетного политического лидера, полноценного партнера, способного вывести обе стороны из затяжного кризиса, об этом не может быть и речи. С другой стороны, мечтать о мире с нашими соседями никому не возбраняется. Однако когда эти соседи на самом деле - твои заклятые враги, тебе просто не остается ничего иного, как держать палец на спусковом крючке и находиться в постоянной боеготовности.
В этой связи хочу упомянуть еще одно позитивное последствие минувшей войны: эффект жестокого возвращения к реальности разрушил заодно и призрачные иллюзии относительно прочности Норвежских соглашений, в плену которых долгое время пребывала значительная часть израильского общества. Увы, мирный договор «Осло» принес в итоге народу Израиля только войны, боль потерь и нескончаемую волну антиизраильского террора.

Contacts
Redaction: edition@shalom-magazine.com   |  Advertising: advert@shalom-magazine.com
Webmaster: webmaster@shalom-magazine.com

© S.A. 2004