ЖУРНАЛ ЕВРОПЕЙСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Новости Текущий выпуск Избранное Архив Français Deutsch English עברית Español


Оглавление Иудея-Самария Осень 2009 - Тишрей 5770

СЛОВО РЕДАКТОРА
    • СЛОВО РЕДАКТОРА - Сентябрь 2009 г.

Эксклюзив Шалом
    • Приветственноe слово премьер-министра

Новый год 5770
    • ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Политика
    • ИЗРАИЛЬ НЕ ОДИНОК

Интервью
    • СИЛА И РЕШИМОСТЬ
    • СРЕДИ БУРИ

Аналитика
    • ВИРТУАЛЬНАЯ КАРТА БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
    • ОСЬ СИРИЯ-ИРАН
    • ДЕМОГРАФИЯ
    • МУСУЛЬМАНСКО-АРАБСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ

Экономика
    • ЭКОНОМИКА ПО-ИЗРАИЛЬСКИ!

Наука и медицина
    • Знаете, что такое RAM?

Иордания
    • ИЕРУСАЛИМ И АММАН
    • ЕВРЕЙСКИЕ ПАМЯТНЫЕ МЕСТА К ВОСТОКУ ОТ ИОР

Иудея-Самария
    • НОРМАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
    • ИЗРАИЛЬСКО-ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА ВОДОСН
    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ
    • ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    • КАРНЕЙ ШОМРОН
    • КИДА
    • ОЛИВЫ И ВИНОГРАД
    • ЛИРА ДАВИДА
    • ШОМРИЯ

Преступление и н
    • ДЕЛО ДЕМЬЯНЮКА

Исскуство и куль
    • ИСКУССТВО ХОЛОКОСТА

Этика иудаизма
    • ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Хроники истории
    • СОБЫТИЯ СЕНТЯБРЯ

E-mail this article...
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


Ролан Ш. Зусман
В последние годы в израильском обществе в целом и в армии - в частности отмечается интересное явление. Речь идет о том, что значительную часть элиты нации стали составлять выходцы из семей поселенцев Иудеи и Самарии. Особенно это бросается в глаза, когда публикуются имена солдат, погибших на боевом посту. В повседневной жизни это явление не столь заметно, но тоже присутствует. Особенно когда дело касается свободных профессий.

Чтобы разобраться в этом явлении, мы побывали в «Ульпане» - школе для девочек в поселении Офра. Школа основана чуть больше 20 лет назад, в ней учатся 850 девушек в возрасте от 13 до 18 лет, в большинстве своем - жительницы окрестных поселений. Около ста учениц здесь – новые репатриантки: семьдесят из Эфиопии (их направили в Офру из центра абсорбции в Беэр-Шеве), остальные - из Франции. Процент успешной сдачи экзаменов на аттестат зрелости здесь колеблется в пределах 88-92. По окончании учебы все девушки идут либо в армию, либо проходят альтернативную службу. В процессе учебы девушки много времени уделяют общественной работе. В частности, проводят регулярные встречи религиозной и светской молодежи. Эти встречи очень важны, ибо позволяют двум группам населения ближе познакомиться друг с другом. Молодые люди, выросшие в левацком атеистическом духе, обнаруживают вдруг, что поселенцы Иудеи и Самарии - вовсе не дикари, которым закон не писан и которые только тем и занимаются, что выкорчевывают оливковые деревья, посаженные местными арабами. Вместе с тем, ученицы «Ульпаны» понимают, какие стереотипы о них сложились, и потому особо тщательно следят за собой. А вот встречи с ультраортодоксальной молодежью проходят труднее: родители ортодоксов не желают, чтоб их дети общались в представителями других направлений. Но девушки все же ищут контакты с этими семьями и пытаются выявить точки соприкосновения.

Администрация школы обращает особое внимание общественной работе и помощи ближнему. В частности, в школе налажена работа с отсталыми детьми (аутистами и пр.) Чтобы помочь родителям таких детей, ежедневно после занятий их во всех окрестных поселениях собирают в автобусы и везут в «Ульпану», где кормят горячим обедом. А затем ученицы помогают им делать уроки и вообще, всячески пытаются их занять. Ежегодно этот проект охватывает новые группы детей, каждая из которых включает около 200 человек. Вдобавок, два-три раза в год всех этих детей приглашают провести всю субботу в «Ульпане», а дважды в год детей разбирают по семьям, которые готовы их пригласить. Одна группа учениц занимается с самими проблемными детьми, другая – с их братьями и сестрами. Родители же этих детей получают возможность пообщаться с другими родителями, оказавшимися в подобной ситуации, поделиться опытом, переживаниями и т.д. Чтоб разузнать побольше об этой школе, мы встретились с ее директором, Авией Сасар.

Чем ваши методы преподавания отличаются от методик других израильских школ?

Возраст девочек, приходящих к нам в школу – переходный. С одной стороны, им нужно жить дома, ощущать тепло и заботу семьи. С другой, они уже стремятся быть самостоятельными. Поэтому наш интернат действует неполную неделю. А вот уже с пятнадцати лет все ученицы, включая тех, кто живет совсем неподалеку, по средам и четвергам ночуют в интернате. У каждой ученицы есть свой уголок, кровать и шкаф. Мы приучаем девушек к общежитию, прививаем им умение считаться с окружающими. Это проявляется в мелочах, например, в том, чтобы не шуметь в комнате, когда подруги спят и т.д. Кроме того, это неплохая подготовка к будущей армейской и альтернативной службе.

Зачем это нужно?

Наша учебная программа очень загружена. Вечера, которые все девушки проводят вместе, дают им интеллектуальную разрядку, а наряду с культурным досугом они могут позаниматься спортом, боевыми искусствами. Девочки сами выбирают, чем им заняться, а выбор очень велик.

А какова сама учебная программа?

Мы занимаемся по стандартной программе министерства просвещения, плюс различные дополнительные занятия. Девочки считают основную программу слишком простой, и мы предлагаем им дополнительные занятия по другим предметам, главным образом, связанным с иудаизмом (некоторые даже учат Талмуд), с историей (сионизм, Катастрофа и др.). В рамках этих занятий девочки пишут короткие курсовые, которые участвуют затем во всеизраильском конкурсе, на котором присуждаются премии. В прошлом году Хайфский университет, где есть кафедра, специализирующаяся на изучении Катастрофы, отобрала 70 работ по всей стране, и семь из них были работы наших учениц. В этом году Хайфский университет выделил премии за отличие в учебе, две из них предназначались подросткам. Обеих премий удостоились наши ученицы. Что касается самой школьной программы, то у нас 50 учебных часов в неделю, из них от 18 до 20 отводятся еврейским дисциплинам. Часть предметов, по которым сдаются экзамены на аттестат, входят в обязательную программу минпроса, а часть выбираются самими ученицами (литература, история и т.д.). Выбор факультативных предметов очень важен, так как именно он может оказать решающее влияния на будущую учебу девушек в вузах, а зачастую и на выбор спутника жизни. Мы уделяем этим предметам по выбору огромное внимание, так как считаем, что человек должен все решать сам, а не под влиянием окружения.

Школе чуть больше двадцати лет. Чем сейчас заняты ее выпускницы?

Большинство выбрали себе свободные профессии, хотя многие и стали социальными работницами или учительницами. Более 90 процентов остались религиозными, около 80 процентов живут в Иудее и Самарии.


Вы говорили об отличницах учебы. А что с обычными ученицами?

У нас есть специальная программа для тех, кому учеба дается трудно. Наши учителя помогают им сдать экзамены на аттестат. Те, кто их сдать не сумел, направляются на курсы профессиональной подготовки, где получают профессии, пользующиеся спросом. К примеру, специальность визажисток, портних, гримерш и т.п.

Школа у вас интересная. А есть ли что-то подобное для мальчиков? И если нет, то почему?

Сложный вопрос. Большинство мальчиков в наших краях учатся в иешивах или в школах, где занятия проводятся не по программе, утвержденной министерством просвещения. А в нашей школе дело обстоит иначе. Интересно, что многие здешние парни не общаются с нашими девушками, боясь спасовать перед ними. Национально-религиозное общество все еще не поняло, что такие же школы можно открывать и для мальчиков. По традиции, они идут учиться в иешиву, в которой учился их отец. Не могу сказать, что они выходят оттуда невеждами, но, несомненно, сильно уступают нашим выпускницам. Но, все же, брачные союзы заключаются… И живут супруги счастливо.

Каким вам видится будущее школы?

Так как население у нас растет, школу надо будет расширять. А идеи останутся прежними: небезразличие к ближнему и гражданское воспитание.

В школе на полную ставку трудится социальная работница. Почему?

Чтобы девушки могли целиком посвятить себя учебе, их надо избавить от бремени проблем в их семьях. У нас ведь учатся и девушки из социально слабых семей, в которых имеет место насилие, другие проблемы. У нас также учатся девушки, пережившие теракты, получившие душевные травмы из-за ситуации в сфере безопасности, хотя в последние годы она стала спокойнее. Не так-то просто ехать в школу в бронированном автобусе в сопровождении военного патруля.
А девочки-репатриантки сталкиваются и с другими проблемами. Девушки из Эфиопии делятся на две группы: те, кто приехали с родителями лет пять назад, и те, чьи родители приехали сюда полтора года назад. Общее у них то, что все они хотят сдать экзамены на аттестат зрелости и интегрироваться в обществе. Они очень стараются, но это трудный процесс. Молодая эфиопка, которая пять лет назад пасла коз, теперь сдает экзамены на аттестат, в том числе, и по литературе на иврите. Представьте, какие трудности приходится преодолевать на этом пути! Они, безусловно, стараются, хотя семейное окружение у этих девочек очень проблемное, и, как правило, все они очень привязаны к своим семьям. Как правило, родители у них безграмотные, братья, в основном, не работают, бесцельно слоняясь по улицам... Возвращаясь домой, девочки сталкиваются со всем этим, и воздействие на них порой бывает очень тяжелым, негативным.

А что с репатриантками из Франции?

Они приехали в Израиль с семьями, которые, в основном, поселились в Иудее и Самарии, в частности, в округе Биньямин. Им осваиваться легче, особенно тем, кто во Франции учился в еврейских школах. Большинство девочек – сефардского происхождения и им подчас трудно привыкнуть к свободе, которую мы предоставляем школьницам. На первых порах им трудно понять, что тем самым мы заботимся об их будущем, и что наш главный педагогический принцип – это персональная ответственность.

Contacts
Redaction: edition@shalom-magazine.com   |  Advertising: advert@shalom-magazine.com
Webmaster: webmaster@shalom-magazine.com

© S.A. 2004